Кузьмичева Наталия Борисовна, (kuzmichevanatali@mail.ru) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска» (МБОУ СОШ № 1 г. Семикаракорска)

Аннотация

В работе рассматриваются аспекты развития познавательного интереса к изучению английского языка и творческой активности учащихся при помощи интерактивных технологий.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменений в развитии образования. Школа не только должна учить, но и должна научить ученика самостоятельно добывать знания, а главное применять свои знания и умения на практике, быть способным к социальной адаптации после школы, готовым к труду. Также предъявляются высокие требования к практическому владению английским языком. Бесспорно, что знания иностранного языка пригодятся не только лингвистам, но и представителям других профессий: экономистам, юристам, докторам, журналистам, бизнесменам, спортсменам и  другим. Как сделать, чтобы учащиеся осознали это не только в выпускном классе школы? Как сохранить любовь к языку в среднем звене, когда появление новых лексических единиц и грамматических правил вызывают все больше трудностей, как сделать так, чтобы изучение английского языка было интересным и обязательным для учеников? Конечно, при помощи информационно-коммуникационных технологий. Это не только содержание изучаемого материала, благоприятный психологической климат на уроке, но и разные виды уроков:  урок-диспут, урок-экскурсия, урок-игра (гиды и туристы), творческие работы учащихся (кроссворды,  письма зарубежным друзьям, открытки, проекты). Работа с обучающими дисками и электронными словарями на уроке используется для визуализации информации и привития интереса к изучению иностранного языка. Тестирующие программы позволяют не только учителю, но и учащимся, увидеть пробелы в знаниях. Обучающие фильмы на английском языке (Extra English и другие) – это одно из средств, при помощи которых можно разнообразить учебные материалы по английскому языку, пополнить словарный запас новыми словами и выражениями разговорной англоязычной речи, развивать навык восприятия устной речи на слух. Учащиеся общаются с англоговорящими сверстниками, обсуждают насущные молодёжные проблемы, используя Интернет. Работа с Интернет-сайтами (study-english.info,lengish.com/media/English+educational+films.htm/, например) позволяет пользоваться образовательными ресурсами и применять их на практике: повторить грамматические темы, лексику, петь караоке на английском языке. Участие в школьной научно-исследовательской конференции, благодаря мультимедиа, становится ярче. Когда учащиеся готовят проекты к урокам, они используют информацию, найденную самостоятельно, в том числе и в Интернете, вставляют в слайды видеоролики с носителями языка, различные анимации. Такие задания ученики получают заранее, следовательно, это побуждает их самостоятельно искать необходимый материал в разных источниках, изучить, проанализировать его,  «пропустить через себя», а не просто копировать, и только затем готовить презентации. У учащихся формируется отношение к информационным технологиям как к средству повышения уровня их знаний, усовершенствованию имеющихся навыков, тем самым почувствовав себя успешными. Это развивает личностные качества у учащихся: внимание, память, умение логически мыслить, коммуникативные умения, критичность к отбираемой  информации, способность самостоятельно принимать решения, толерантное отношение к другим странам и народам. Язык- это не только знания, но и умения и навыки, которые учащиеся должны применять на практике. Поэтому ученикам нужно регулярно выполнять упражнения по грамматике. Много разных упражнений: подстановочных и трансформативных; упражнений, где нужно найти ошибки и заменить на правильные варианты; вставить пропущенное слово, закончить предложение, правильно построить предложение из отдельных данных слов и другие. Использование интерактивной доски для этих целей на уроках иностранного языка вполне оправдано. Причем, не только для простой демонстрации готовых презентаций к уроку, но и для развития творческого мышления, способствующего формированию всесторонне развитой личности, способной к самосовершенствованию. Применение ИКТ - это возможность изменения процесса учебного познания от накопленных знаний к деятельности  в специально организованной обучающей среде, сделать обучение личностно-ориентированным и дифференцированным. Чтобы речь учащихся была грамматически правильной, следует обеспечить условия многократного употребления речевых образцов. Новый материал можно закрепить при помощи игр. Но нельзя играть только ради игры. Перед учителем должна стоять чёткая дидактическая цель. Если нужно отработать новую грамматическую структуру, то лексика должна быть хорошо знакомой. А если же задача - запомнить новые слова, то делать это, конечно, лучше на хорошо усвоенном грамматическом материале. Применение ИКТ на уроке удобно еще и тем, что пока учитель уделяет внимание отдельным ученикам (работа с произношением, повторное объяснение  непонятных грамматических правил, пересказ, и т.д.) у остальных учащихся есть возможность «поиграть». Все это позволяет создать благоприятные условия для экономии времени на уроке, стимуляции познавательной активности, включить в работу всех учащихся, обеспечить эффективное усвоение материала урока и поддерживает интерес к изучению иностранного языка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Литература:

- Барашникова Е.А. не все дети талантливые, но все способные. // 1 сентября. Английский язык. 2005, №9.

- Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе 2008, №6