Выступление учителя английского языка Кузьмичевой Н.Б. на педсовете по теме: «Публичное выступление - критерии успеха».

                                                                                          

Все ли мы любим выступать перед большой аудиторией (коллегами, на родительском собрании, РМО)? Скорее нет. Хотя говорить - это необходимая часть нашей профессии. Причины, почему нам это не нравится, у каждого свои. Но есть одна - наиболее общая - это волнение. Что же следует делать, чтобы избавится от волнения, стоя перед аудиторией, и говорить уверенно и непринужденно? Дейл Карнеги предлагает соблюдать четыре правила успешного выступления:

1. Начинайте речь с сильным настойчивым стремлением достичь своей цели.

  Помните обо всех выгодах, которые принесут вам усилия, для этого               приложенные. Подумайте о том, что это может дать вам в финансовом и   социальном положении.

2. Нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь говорить.

  К выступлению следует готовиться, проговаривая речь вслух. Обязательно напишите план-конспект выступления.

  «Говорить, не думая, значит стрелять, не целясь», писал Томас Фуллер.

  Не заучивание текста наизусть, а опора на план - вот идеал, к которому   надо стремиться.

  Всякий экспромт хорош тогда, когда он хорошо подготовлен.

Особенно важную информацию следует располагать в начале или в конце выступления.

В доказательство своей точки зрения или в опровержение чужой нужно приводить сильные аргументы (аксиомы, экспериментальные данные, ссылки на юридические документы, законы природы, заключения экспертов, статистика, цитаты). Оптимальное количество аргументов «за» и «против»- 3 (меньше - еще вызывает сомнение, больше - уже не так убедительно). Активно используйте примеры. Но они должны быть краткими и по существу. А выводы ( «итак, этот пример показывает, что….») лучше не делать - пусть слушатели придут к заключению сами. Использование наглядных материалов повышает убедительность речи. Но не раздавайте материалы на руки слушателям, выставляйте их на обозрение не раньше и не позже того момента, когда речь идет о том, что они собой иллюстрируют.

3. Проявляйте уверенность.

  Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этого всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится чувством мужества. Дышите глубоко в течение 30-ти секунд до того, как вы окажетесь перед аудиторий. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости.

  Люди везде и всегда восхищались мужеством, поэтому, как бы ни билось ваше сердце, смело выходите вперед, стойте спокойно и держите себя так, будто вам это приятно. Выпрямитесь, смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок оплаты.

  Если вы не можете воздержаться от нервных движений, держите руки за спиной или попробуйте пошевелить пальцами ног. Можно сжимать что-то в руке (например, монету).

4. Практикуйтесь.

  Это самое важное. Самый безошибочный способ выработать уверенность в себе при выступлениях – это как можно больше говорить (выступать).

  Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание – результат недостатка опыта. Будет опыт – страхи исчезнут.

  Специалисты в области коммуникативных технологий советуют: прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, следует избегать распространенных ошибок.

Ошибка 1.(Я редко выступаю, сильно волнуюсь…)

  Аудитории по большому счету всё равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт  публичных выступлений. Поэтому не нужно оправдываться. Ваша цель – информативность. Важно   не то, как вы говорите, и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория получает. Говорите так, чтобы большая часть слушателей почувствовала, что вы говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Тогда большинство просто не обратит внимание на ваше волнение или отнесется к нему снисходительно, потому что интересуется прежде всего собой и своими делами.

Ошибка 2. Извинения (Прошу извинить меня за… простуженный голос, внешний вид, плохое качество слайдов…)

  Публика не батюшка и не отпустит вам ваши грехи.

Ошибка 3. Глаза и брови. (В 10-15 раз больше обращают внимание, чем на остальное)

  Смеющиеся глаза и прямые брови- это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, аудитория уверена в вашей компетентности.

Ошибка 4. Подбор слов.

  Ключом к превращению предложений, которые просто описывают деятельность, в предложения, которые создают впечатления о конкретных достижениях, является правильный выбор глаголов. Не стоит употреблять в речи глаголы несовершенного вида: работал, отвечал, участвовал. Употребляйте глаголы совершенного вида: выполнил, разработал, увеличил, создал, сделал и т.п.

  Отрицательные частицы в речи воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Чтобы создать позитивный настрой речи,  вместо «это неплохо» скажите «это хорошо».

  Дело не только в том, что мы говорим, но и в том, как мы это говорим. Следует выделять важные слова в предложении и подчинять им неважные. Но  всё зависит от обстоятельств, от того, чего желает достичь в своей речи говорящий.

  Прочитайте пожалуйста:

  «Я преуспевал во всем, за что я брался, потому что я этого хотел. Я никогда не колебался, и это дало мне преимущество над всем человечеством». (Наполеон)

за тем прочитать это же, выделяя «я»  

Ошибка 5. Отсутствие юмора.

  Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте, если это возможно, шуткой или забавной историей. Аудитория вам ответит благодарностью и вниманием.

Ошибка 6. Всезнайство.

  Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.

Ошибка 7. Суетливость.

  Отвлекаясь от страха перед аудиторией, выступающий может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, проделывать суетливые манипуляции с предметами. В итоге все начинают следить за его перемещениями и перестают следить за темой выступления.

  Перемещаться, конечно же, можно, но осознанно, контролируя пространство. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции от себя, а не на себя.

Ошибка 8. Монотонность.

  Меняйте тон голоса и речи.

  Когда хотим вызвать напряженность и интерес, заговорщицки затихаем и произносим слова чуть медленнее. Говоря громче, выделяем главное в своем выступлении. Когда нужно, добавляем голосу значительности и драматизма.

Произносим быстро 30 млн. долларов.  

Затем медленно, с потрясением 30 тыс. долларов.

Какая цифра больше?

Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику!

Ошибка 9. Отсутствие пауз.

  Когда нечего сказать- лучше промолчите, пока придут нужные слова. Иногда выступающему необходимо время, чтобы подумать, свериться с записями, или же просто попить воды. Аудитории нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Паузу можно устраивать для визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения или драматизма; для возбуждения любопытства (… а что он скажет дальше?)

И последнее:

  Одно из главных требований к выступлению - краткость.

Не забудьте в конце выступления вернуться в его начало и подвести итоги.

Итак, каковы же критерии успеха публичного выступления? (все говорят или читают по цепочке)