Система выборов президента:  российский и американский опыт.    
Подготовил: Казанцев Андрей

Избирательная система – важный фактор в политической жизни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия – от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории немало. Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.

В данной работе я хочу рассказать о том, что представляют собой избирательные системы двух государств. Во-первых, это США, страна, где уже много лет процветает институт демократии, и чья Конституция не менялась на протяжении нескольких столетий. И, во-вторых, это Россия, вставшая на путь демократического развития сравнительно недавно. Я хотел бы выявить недостатки и достоинства избирательной системы каждой из стран и найти в них сходства и различия.

Избирательные системы: теория вопроса.

Чтобы говорить о сравнении избирательных систем России и США, нужно сначала иметь четкое представление о том, что такое избирательная система.

Демократия неотделима от выборов, так как власть народа в современном государстве не может осуществляться никак иначе как через выборных представителей, а потому и называется представительной.

Выборы – это поистине необходимое условие демократии.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система – составная часть политической системы, но и она сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный.

Рассмотрим каждый из этих компонентов по отдельности.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

В соответствии с принципами трактуемого в широком смысле избирательного права и некоторыми другими критериями, например, такими как объект выборов, их масштаб, срок и т.д. можно дать определенную классификацию выборов, выделить их виды. Так, бывают выборы президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные, муниципальные, выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим правовое, демократическое развитие той или иной страны, ее избирательной системы. Таким образом, мы получим несколько пар противоположностей: всеобщие – ограниченные (цензовые), равные – неравные, прямые – косвенные (многостепенные), с тайным – с открытым голосованием. Во всех этих парах слово, написанное слева, характеризует высокую степень демократизма. Так, большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

Всеобщность выборов заключается в том, что все дееспособные лица, достигшие установленного законом возраста, имеют право участвовать в выборах, причем как активно, так и пассивно. Правда цензы (ценз оседлости, возрастной и образовательный ценз и т.д.) пассивного избирательного права значительно жестче, чем активного.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства – количество избирателей, представляемых одним кандидатом на данное место.

Разница между прямыми и косвенными выборами состоит в том, что в первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов на замещаемую должность, а во втором – за лиц, которым отводится роль выборщиков. Что касается выборов коллегиальных органов власти, то здесь видна следующая закономерность: повсюду местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в США и верхняя палата избираются прямыми выборами.

Тайная форма голосования характерна для всех цивилизованных стран мира.

Специфической формой избирательной активности представляет собой референдум. Это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не некоторый кандидат, а некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Первый референдум был проведен в 1439 году в Швейцарии. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума – проект акта текущего законодательства.

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

Термин «избирательная система» часто рассматривается в более узком смысле, а именно в качестве системы подсчета голосов. В таком случае можно говорить о пропорциональной и мажоритарной системе. Перейдем к краткому описанию этих систем.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная система в мире. Она имеет две разновидности:

 Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны, и избирательные округа не выделяются.

    Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует рассмотреть следующее:

    - значительная часть избирателей страны остается не представленной в органах власти;

    - партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

    - две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов, проводят в органы власти неравное число кандидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.

    Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно считать следующее:

   - возникают сложности в формировании правительства по причинам отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций, включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка является нестабильность сформированного правительства;

   - непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии.

 Независимость депутатов от своих партий.

Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый voxpopuli. На первый взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно подумать перед выбором.

Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и эффективен для достижения политической стабильности.

Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство, или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на краткосрочные и долгосрочные.

В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В данной связи избирательная система может рассматриваться как один из процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.

В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом, электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой переменной от типа избирательных правил.

Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он разделил эффекты электоральной системы на «механический» и «психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень, в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов, которые я приводила выше. Установлено, что системы пропорционального представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и, следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.

Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в качестве реакции политических акторов и избирателей на действие механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование электорального пространства в направлении снижения фрагментации.

Избирательная система в России.

Нынешняя российская избирательная система сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов.

В 32 статье п.2 Конституции говориться о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.

Активное избирательное право граждане РФ получают с18 лет, а пассивное, или право быть избранными в Государственную думу с 21 года, а на пост президента  - с 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания на территории нашей страны. При этом участие в выборах является добровольным.

Выборы президента Российской Федерации поводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны.

В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.

В первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или иное общественное объединение.

Таким образом, в Российской Федерации действует смешанная избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства.

В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 5%-й барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также право на представительство в Государственной Думе.

Следовательно, в российской избирательной системе представлены два противоположных по воздействию на партийную систему типа избирательных правил. Списочная система с максимальной величиной округа должна обеспечивать высокую степень пропорциональности при распределении мест на основе полученных голосов, и тем самым усиливать фрагментацию. В свою очередь, система простого большинства с минимальным размером округа ограничивает уровень пропорциональности и уменьшает число партий. Следует отметить, что важным элементом принятой в России избирательно системы является 5%-ый барьер. Введение заградительного барьера в рамках пропорциональной системы аналогично по своему эффекту уменьшению величины округа. Иными словами, пропорциональная система с высоким «заградительным» барьером склонна ограничить эффективное число партий.

Классические концепции воздействия избирательных систем на партийные позволяет предположить, что «смешанная несвязанная» избирательная система теоретически могла бы обеспечить оптимальный формат партийной системы. Как показывают исследования, пропорциональное представительство способно обеспечить участие в политическом процессе всего спектра партий, а система относительного большинства облегчает становление двухпартийного соревнования, преграждая доступ в парламент малым партиям.

Поскольку, взятые по отдельности обе части «смешанной несвязанной» системы не благоприятствуют успеху малых партий, оптимальная электоральная стратегия таких партий, казалось бы, должна была заключаться в присоединении к более крупным политическим объединениям. Тем не менее, результаты выборов 1993 и 1995 года свидетельствуют о том, что в российском случае данная логика не сработала. Вместо того, чтобы вступать в коалиции с более крупными объединениями, малые партии предпочитали направлять усилия на победу в одномандатных округах, не отказываясь от соревнования и по пропорциональной системе. На выборах 1995 года фрагментация партийной системы не только не сократилась, но даже усилилась.

Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная система с двойным голосом создает естественные стимулы для раздельного голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствует так называемому стратегическому голосованию, когда избиратель голосует не за самого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто имеет шансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают разные основы для выбора избирателя. Теоретически пропорциональные системы поддерживают партийное голосование, тогда как системы большинства – персональное.

Выше я писал о том, как избирательная система может влиять на электоральное пространство. Посмотрим, что же произошло в России. Зимой 1999 года в России прошли уже третьи парламентские выборы, проведенные по смешанной избирательной системе. Для анализа долгосрочных эффектов избирательной системы выборы 1993 года имеют скорее символический характер, связанный с функцией стабилизатора политической обстановки в России. Механический эффект незначительно ограничил представительство малых партий в парламенте, сократив число конкурирующих партий с 13 до 8, прошедших в Думу.

Наиболее непредсказуемыми – в плане эффектов избирательной системы – оказались парламентские выборы 1995 года. Вопреки предложениям о снижении уровня фрагментации российской партийной системы политические акторы игнорировали стратегию коалиционного правительства. Незначительное сокращение числа партий в Думе по сравнению ссоревнующимися за ее пределами, а также экстренные условия проведения выборов 1993 года создали «иллюзию больших возможностей» для малых партий и политических акторов. Введенный 5%-ый порог представительства урезал число партий на парламентском уровне с 43, участвовавших в выборах, до 4, получивших парламентское представительство.

Механическим эффектом выборов 1995 года стала высокая диспропорциональность списочной части избирательной системы, что привело в действие ее психологический эффект, как на уровне электората, так и на уровне политической элиты в 1999 году. Во-первых, число партий по сравнению с 1995 годом сократилось. Неудача малых партий стимулировала коалиционные взаимодействия, снизив цену потерь от альянсов. На уровне электората психологический эффект привел к значительному сокращению поддержки партийных списков малых партий. Если в 1995 году около 50% голосов по спискам получили малые партии, не преодолевшие 5%-ый барьер, то в 1999 году этот показатель составил чуть более 13%.

Вопреки ожиданиям разработчиков электорального закона, две части избирательной системы оказались связанными.

В перспективе связанность двух частей избирательной системы может способствовать появлению двух разнонаправленных тенденций в развитии партийной системы.

В ходе неизбежного структурирования полей межпартийной конкуренции одна из частей избирательной системы постепенно окажется приоритетной. Если структурирование парламента будет происходить преимущественно на партийной основе, а доля независимых депутатов сойдет к минимуму, то пропорциональная часть системы станет более значимой. Это повлечет за собой уменьшение фрагментации партийной системы.

Вторая тенденция связана с организационной слабостью партийной системы вообще и отдельных партий в частности. Это порождает дополнительные стимулы к укреплению партий, ориентирующихся на регионы, в противовес партиям идеологическим. В случае развития данной тенденции малые партии будут продолжать побеждать в одномандатных округах, а высокий уровень политической фрагментации сохранится.

Сравнение парламентских выборов США и России

 

США

РФ

Партийная система

Двухпартийная

Система доминирующей партии

Кол-во партий в парламенте

2

4

Оценка процедуры регистрации  партий

СЛОЖНАЯ

ЗАПРЕТИТЕЛЬНАЯ

Перерегистрация партий

НЕТ

НЕТ

Проходной барьер

Не предусмотрен мажоритарной системой

В 2012 году – 7%

В 2007 году – 5%

Блоки

НЕТ

ДА

Избирательная система США.

Выборы и подготовка к ним – стержневое событие и постоянное событие политической жизни американского общества. Выборными являются свыше 18 тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся по всей стране одновременно в ноябре каждого четного года.

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается 1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат.

Конституция (вместе с поправками) гарантирует избирательные права всем гражданам США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес со стороны избирателей вызывают президентские выборы. Если выборы в конгресс, губернаторов штатов происходят не одновременно с президентскими, то интерес к ним и, соответственно, участие избирателей падает в среднем на 14 процентов.

В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.

На президентских выборах избиратели голосуют за список кандидатов от партий в коллегию выборщиков от штата. Здесь действует также мажоритарный принцип: выигравшая партия получает все места выборщиков от данного штата (а не пропорционально числу набранных голосов). Из этого следует, что мелким партиям бессмысленно тягаться с китами большой политики.

Вывод.

Что касается США и России. Опять же, в США отсутствуют партийные списки и, следовательно, пропорциональная система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палату парламента в обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства. В США представители сената избираются напрямую населением, а в России в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Количество одномандатных округов при выборах в нижнюю палату парламента рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения.

Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница. В России Президент избирается населением напрямую, а в США – косвенно, путем избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала на выборах 2000 года свою несостоятельность. Кроме того, на результаты выборов президента в США могут влиять также частные инвесторы, что ставит под сомнение принятие американской избирательной системы как демократической, в отличие от России.

Elections in the USA

The US Constitution includes some general provisions on the franchise. It sets forth certain requirements for candidates running for a post of a president, vice-president, senator or member of the House of Representatives. Requirements usually concern age, residence and citizenship. The candidates who meet all these requirements are considered eligible for office. A residence qualification requires a permanent residence of an individual in order to get the right to vote.

The duration of the residence qualification is, in general, a few months though it may substantially vary from state to state.

Besides, some states have the so-called literacy qualification (the voter should be able to read and speak English, he (she) must know how to interpret the US Constitution, etc.

And at last it should be mentioned that in some states a poll tax is levied upon everyone who votes and this certainly discourages poor citizens and Negroes from voting. In this context, it is not surprising that not all the Americans participate in elections, including congressional or presidential elections.

The voters are registered by clerks of counties or towns and by local election commissions. When registering, the voter must produce an identification card. This is done to prevent fraud. The administration of elections is vested in an election commission which ordinarily is composed of two commissioners, one representing each of the major parties, and a third ex officio member, usually a sheriff, a county judge, or a clerk.

Prior to holding primary or general election, the commission appoints election officers for each precinct and also arranges for polling places. After the ballots have been cast, they are counted and the results obtained are tabulated and returned to the election commission which officially counts the precinct tally sheets.

Выборы в США.

В конституции США содержатся некоторые общие по­ложения по избирательному праву. В ней изложены тре­бования к кандидатам, баллотирующимся на посты прези­дента, вице-президента, сенаторов и членов палаты пред­ставителей. Как правило, это требования в отношении возраста, оседлости и гражданства. Те кандидаты, которые вполне удовлетворяют всем этим требованиям, считаются подходящими для занятия соответствующих политических должностей.

Ценз оседлости требует постоянного проживания человека в одном и том же месте для получения права на участие в голосовании. Ценз оседлости требует проживания в одном месте в течение нескольких месяцев, хотя, в зависимости от штата, срок может быть разным.

Кроме того, в ряде штатов существует так называемый образовательный ценз (от участвующего в голосовании требуется, чтобы он мог говорить и писать по-английски, чтобы он знал, как истолковывать конституцию США и т. д.).

Наконец, следует отметить и то, что в некоторых шта­тах взимается избирательный налог с каждого, кто уча­ствует в голосовании. Разумеется, это не может не сдерживать бедняков и негров. В этой связи неудивительно, что отнюдь не все американцы участвуют в выборах, включая выборы президента или выборы в конгресс США.

Избиратели регистрируются у чиновников округов или городов, а также в местных комиссиях по выборам. Во время регистрации избиратель должен предъявить свое удостоверение личности. Это делается для того, чтобы не допустить обмана. За ходом выборов следит избирательная комиссия, состоящая, как правило, из двух чиновников, каждый из которых выступает в качестве представителя крупной партии, а также третьего члена, входящего в комиссию по должности. Обычно это - шериф, судья округа или клерк.

До проведения первичных или общих выборов указанной комиссией назначаются чиновники по выборам, которые направляются в соответствующий избирательный участок, и, кроме того, комиссия занимается вопросами подбора места для голосования. После голосования производится подсчет бюллетеней, полученные результаты заносятся в сводки, поступающие в распоряжение комиссии по выборам, которая официально подсчитывает общие результаты по участкам.

Список использованной литературы.

  1.  McClure C.H., Yahrbrough W.D. The United States of America.1943.
  2. Гельман В.Я. Создавая правила игры: Российское избирательное законодательство переходного периода. // Полис, 1997, №4.
  3.  Голосов Г.В. Пределы электоральной инженерии: «Смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях. // Полис, 1997, №3.
  4.   Конституция Российской Федерации. М., 1996.
  5. Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный анализ. СПб, 1995.
  6.  Структура и динамика российского электорального пространства (Круглый стол) // Полис, 2000, №2.
  7. Таагпера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. // Полис, 1997, №3.
  8. Ягромская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России.// Университетская политология России. М., Полис, 1999.
  9. Информация с веб-сайтов: http://english.ruvr.ru/2010/10/26/28672292/; http://wikipedia.org/ ; http://works.tarefer.ru/66/100275/index.html