Родительское собрание
Сообщение учителя Кузьмичевой Н.Б. по теме:
«Одаренные дети»
Гете в свое время сказал: «Гением становится человек, познавший свое предназначение». Но даже самого одаренного и гениального ребенка можно «сломать», дав ему неправильное воспитание.
По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. Раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. Долгое время считалось, что талант, якобы, настолько очевиден, что сам всего добьется. Научные исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно, что необходима помощь в развитии талантливой личности.
Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения.
С раннего возраста они проявляют уникальные феномены и таланты, отличаются от других необычной линией поведения, обладают уникальными лидерскими качествами, в результате чего отвергают все шаблоны воспитания.
Внутренне, от природы уверенные в том, что они совершенны и безупречны, некоторые дети сначала теряются, а потом замыкаются в себе. Очень страдают от одиночества и непонимания. Но никогда не изменят себе, не станут вести себя так, как принято и положено. Их невозможно заставить что-то делать, если им это не нравится. Если раньше взрослые считали, что дети - это пластилин, из которого, пока ребенок мал, можно вылепить все, что тебе заблагорассудится, то сейчас это далеко не так. Детей невозможно переделать. Они не отзываются не обвинения, глухи к замечаниям. Если же взрослые начинают не них давить и это давление задевает их личность, некоторые дети начинают защищаться.
Психологи выделяют четыре основные группы одарённых учащихся:
- характерная черта 1 группы: коммуникабельность, дружелюбие. Их особенности - неукротимая активность в сочетании с некоторой неуклюжестью и неорганизованностью. На их пространстве всегда беспорядок, они совершенно не умеют убирать. Повзрослев, выбирают профессии, связанные с общением, любят работать с людьми. Это будущие педагоги, социологи, руководители, политики.
- дети 2 группы бывают настолько погружены в свои проекты, мысли, расчеты, что практически не замечают, не интересуются больше ничем. Именно про таких «чудиков» говорят: «живет в своем мире». У них острый математический склад ума. Из них получаются великие теоретические физики, инженеры, изобретатели, архитекторы, военные. Из слабостей - склонность к вредным привычкам.
Третья группа - внешне они кажутся легкими, воздушными, хрупкими. Очень чувствительные, впечатлительные, интересуются всеми видами творчества. Понятно, что из них вырастают поэты, музыканты, живописцы, актеры.
Четвертая группа. У них есть общая физеологическая особенность- как правило они бывают несколько крупнее других детей. Внутренние же их особенности описать сложно. «Я знаю»,- можно очень часто от них услышать. Их поступки бывают продиктованы высокими принципами, такими как совесть, желание помочь. При благоприятных условиях, то есть в окружении понимающих взрослых, из этих детей могут вырасти великие философы.
Главной особенностью одарённых детей, в отличие от привычного логического метода проб и ошибок, является использование интуиции о том, какое решение будет единственно верным и наиболее эффективным в конкретной ситуации.
Родители и учителя по привычке стараются воспитать ребенка в соответствии со своими взглядами на жизнь, предполагают, что ребенок неразумен и ничего не знает о мире, следовательно, права голоса не имеет. Это несоответствие во взглядах и понимании взрослого и ребенка вызывает огромное количество конфликтов и нервных срывов.
Ввиду этого необходимо предостеречь родителей и учителей от попыток подчинить себе одарённых детей, навязать им свое видение и мировоззрение, так как это чревато тем, что в более взрослом возрасте такие дети могут стать наркозависимыми, страдать алкоголизмом или вести асоциальный образ жизни.
Каждый ребенок— это уже потенциальный гений.
Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы. В стандартные программы в различной форме включаются более сложные и дополнительные материалы. Но только лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала отнюдь не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. Важно развитие потребности в творчестве, умения общаться, формирования качеств лидера. При работе с одаренными детьми в нашей школе используют диалогические формы обучения.
Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Прежде всего он требует от учителей хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения, постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями, постоянного роста и мастерства учителя.
В любви, уважении и принятии нуждается каждый ребенок. И каждый достоин внимания и понимания, осторожного обращения и помощи в развитии. К тому же, если мы, к примеру, не видим в ком-то явных признаков одарённости, это не значит, что их нет.
Информация о работе с одаренными детьми.
1.Направления деятельности:
- внеурочная учебная и внеклассная деятельность обучающихся, которая позволяет школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- научно-исследовательская деятельность учеников с последующим выходом на школьные, городские, всероссийские ученические конференции;
- создание элективных и профильных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы;
- содействие созданию портфолио учащегося.
В школе проводятся мероприятия по развитию работы с одаренными детьми:
- школьные олимпиады проходят в последние годы в очно–заочной форме, которая позволяет большему количеству учащихся показать свои знания по разным предметам;
- школьные олимпиады проводятся не только для старшеклассников, но и для учащихся всех ступеней обучения;
- разнообразнее стали виды олимпиадных заданий, они носят более творческую и практическую направленность (создание собственного продукта);
- чтобы большее количество уч-ся смогли проявить свои знания и творчество, проводятся интеллектуальные туры, в том числе и в рамках предметных недель;
- научно – практическая конференция «Мы познаем мир» проводится для учащихся всех ступеней обучения, в том числе с 5 по 8 класс;
- увеличивается количество детей - участников областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсов («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «Альбус»);
- ежегодно пополняется стенд «Гордость школы»;
- активизируется работа по созданию портфолио учащегося;
- используются в практике работы с одаренными детьми следующие приемы:
- творческие тематические задания;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий;
- осваиваются и все больше используются дистанционные формы общения и обучения в работе с одаренными учащимися.
2. Банк данных интеллектуально одаренных детей за последние 3 года значительно расширился: 2010г. – 28 старшеклассников; 2011г. – 44 уч-ся 8-11классов; 2012г. – 127 уч-ся 1-11классов.
3. Есть определённые достижения.
Ученики нашей школы достигли успехов в школьных, городских олимпиадах, конкурсах, и спортивных соревнованиях:
- 1 место в районе по успешности участия уч-ся в районных олимпиадах;
- трое уч-ся призеры областной олимпиады по литературе, праву, истории;
- 1 участник всероссийской олимпиады по праву;
- 5 уч-ся победители, 6 уч-ся призеры районной научно – практической конференции;
- победитель, 2 призера районных и призер 1-х областных юношеских образовательных Сретенских чтений;
- призер районного и областного этапа всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»;
- 187 участников всероссийского конкурса «Русский медвежонок»;
- 6 первых, 24 – вторых, 34 – третьих мест, во всероссийской игре- конкурсе по информатике «Инфознайка»;
- 16 победителей и призеров районного этапа, 4 призера заключительного этапа всероссийского конкурса детских стихотворений «Они сражались за Родину…»;
- 1 место в районном творческом конкурсе по теме «Олимпиада – 2014»;
- 10 призеров во всероссийском конкурсе «Альбус» по иностранному языку;
- 1,2,3 место в районном творческом конкурсе «Проба пера»;
- 4 первых и второе место в районной ярмарке-выставке «Умельцы живут рядом»;
- 5 первых, 2 вторых места в районном этапе Всероссийского конкурса «Путешествие на зелёный свет»;
- 3 первых, 6 третьих мест в районном творческом конкурсе «Венок дружбы»;
- 1 место в городском конкурсе «Мама, папа, я – дружная семья»;
- 1 место в районной и участие в областной игре «Орленок»;
- призовые места в спортивных соревнованиях по футболу, баскетболу, волейболу.
Следует наладить работу с семьями одарённых детей; отмечать заслуги родителей в воспитании на родительских собраниях, итоговых школьных конференциях.
Всё это требует от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых обучающихся.
В течение учебного года на базе ДДТ учащиеся школы занимались в клубе «Юный патриот» и театральном кружке «Зазеркалье». С целью расширения системы дополнительного образования для развития интеллектуально одарённых детей школа оформила лицензию на право ведения кружков по интересам, договоры о сотрудничестве с Городской Администрацией, районной библиотекой, РДК.
6. Участие учащихся ОУ во всероссийских конкурсах, интеллектуальных программах.
№ |
ФИ участника |
класс |
Наименование ОУ |
Название конкурса (очный, заочный) |
Организация, проводящая конкурс |
предмет |
результат |
Педагог, подготовивший участника |
|
Матусевич А. |
4 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Листопадова Г.В |
|
Сиганова Д. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Севостьянова Г.А. |
|
Прудников М |
4«В» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Васюкова М.А. |
|
Чернова А. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Севостьянова Г.А. |
|
Смалюк Р. |
4 «В» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Васюкова М.А. |
|
Лубышев И. |
4 «В» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Васюкова М.А. |
|
Сычева М. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Севостьянова Г.А. |
|
Бестужева Т. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Севостьянова Г.А. |
|
Еремина Д. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Севостьянова Г.А. |
|
Ширяев П |
. 4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Севостьянова Г.А. |
|
Морозова А. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Севостьянова Г.А. |
|
Ильина М. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Севостьянова Г.А. |
|
Вовк А |
. 4 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Севостьянова Г.А. |
|
Вифлянцев Ц. |
4 «А» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Севостьянова Г.А. |
|
Литвинова А. |
4 «В» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Васюкова М.А. |
|
Танькут В. |
4 «В» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Васюкова М.А. |
|
Готфрид В. |
6 «Г» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
1 |
Шкваркова Л.П. |
|
Козлова К. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
1 |
Маркина Е.В. |
|
Старова А. |
5 «Г» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Гарматина Л.В. |
|
Лебедев М. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Маркина Е.В. |
|
Кащенко Н. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Маркина Е.В. |
|
Краснова О. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Маркина Е.В. |
|
Гавринева М. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Маркина Е.В. |
|
Зайцева Д. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Маркина Е.В. |
|
Кузнецова Н. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Маркина Е.В. |
|
Тинникова К. |
7 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Маркина Е.В. |
|
Шкваркова О. |
8 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
1 |
Шкваркова Л.П. |
|
Костромин В. |
9 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
1 |
Шкваркова Л.П. |
|
Казанцев А. |
9 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Шкваркова Л.П. |
|
Велютич В |
.9 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Шкваркова Л.П. |
|
Таранов Д. |
9 «В» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Шкваркова Л.П. |
|
Пантюхова Я. |
9 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
2 |
Шкваркова Л.П. |
|
Макеев И. |
9 «В» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Готфрид Т. |
8 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Листопадов В. |
9 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Нагорный З. |
8 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Масленская Е. |
8 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Лиманцева М. |
9 «А» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Тимец К. |
8 «В» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Гужвина И.С. |
|
Сюняков М. |
9 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Жукова А. |
9 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Шкваркова Л.П. |
|
Титов А. |
8 «Б» |
МБОУ «СОШ№1» |
«Инфознайка»(заочный) |
|
информатика |
3 |
Гужвина И.С. |
|
Андренко Катя |
8 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Немецкий язык |
3 |
Борцова Н.В. |
|
Тимец Кристина |
8 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Немецкий язык |
3 |
Борцова Н.В. |
|
Кипрушова Любовь |
8 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Немецкий язык |
3 |
Борцова Н.В. |
|
Огай Александр |
6 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Англ.яз |
3 |
Тамазян Лу.Ф. |
|
Лобынцей Алексей |
6 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Англ.яз |
3 |
Тамазян Лу.Ф. |
|
Непран Вячеслав |
6 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Англ.яз |
3 |
Тамазян Лу.Ф. |
|
Гурин Илья |
6 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Англ.яз |
3 |
Тамазян Лу.Ф. |
|
Климова Юлия |
6 кл |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Англ.яз |
3 |
Тамазян ЛУ.Ф. |
|
Солдатова Виктория |
8 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Англ.яз |
2 |
Тамазян Ли.Ф. |
|
Репенко Виктория |
8 кл. |
МБОУ «СОШ№1» |
«Альбус» 2012 (очный) |
|
Англ.яз |
3 |
Тамазян Лиана.Ф. |
|
Винограденко Ю. |
6 «А» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Они сражались за Родину…»(заочный) |
Фонд патриотического воспитания молодежи имени генерала Г.Н.Трошева |
Литературное творчество |
призер |
МалинкаЛ.И. |
|
Вострикова С. |
6 «А» |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Они сражались за Родину…»(заочный) |
Фонд патриотического воспитания молодежи имени генерала Г.Н.Трошева |
Литературное творчество |
призер |
МалинкаЛ.И |
|
Сидорович А. |
6кл. |
МБОУ «СОШ№1»г.Семикаракорска |
«Живая классика»(очный) |
|
Литература (художественное чтение) |
ПРИЗЕР |
Якимова А.И. |