Сообщение учителя английского языка Кузьмичевой Н.Б. по теме:

 

«ИНТЕГРАЦИЯ В РАЗВИВАЮЩЕМ ПОДХОДЕ»

 

 

Еще в 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся в связи с необходимостью преодолеть противоречия искусственного расчленения урока по предметному признаку. В «расчлененном» уроке ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картинку окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в интеграционном обучении.

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Любой урок преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Но достигается она различными средствами.

Межпредметные связи в их традиционном понимании – это попытка создать целостное знание  из его механически соединенных «компонентов», неодушевленных качествами взаимопроникновения.

В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи «человек- природа» отмечал, что  ученые в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодны- важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно связанный с принципом дифференциации.

Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ этого достаточно нового вида образовательной деятельности на уроке.

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой  потребности  подготовку образованных специалистов необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
  5. Интеграция дает возможность для самореализации учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

 

             Вместе с тем, интегрировать знания и системы ценностей, обучать грамоте и воспитывать культуру восприятия, понимания, чувств, смыслов, связывать их с практической деятельностью учащихся весьма трудно. Реальные возможности интеграции знаний и ценностей развития школьников в условиях классно- урочной системы обучения и воспитания более чем ограничены.

            Учитель на уроке может квалифицированно изложить каждую новую тему, дать необходимые объяснения, использовать технические и наглядные средства, ответить на вопросы учеников. Вот, пожалуй, и все его объективные возможности. Все остальное, что не менее важно в процессе обучения, он объективно выполнить не может.

                  Он не может:

               Проверить каждого школьника - здесь же, своевременно, полностью, т.к. в классе 20-30 учеников. (Не хватает времени)

               Учитель не может добиться от каждого ученика правильного и полного понимания изучаемого и пройденного материала с учетом разных уровней обученности.

         Учитель на уроке не может удовлетворить повышенные интересы  не успевающих и успевающих учащихся к преподаваемому им учебному предмету.

         Ученики на уроке поставлены в такие условия, при которых они не могут готовиться к самообразованию.

        

         Если систематический и полный контроль за каждым учащимся отсутствует, устранение накапливаемых ошибок и непонимания не происходит, повышенные интересы к изучаемым учебным предметам не удовлетворяются, то в результате в массовой общеобразовательной школе получается то, что имеется: сплошное не доучивание, низкий уровень образовательной подготовки и еще более низкий уровень воспитанности.

         Преодоление кризиса образования связывают с развитием образовательных технологий, но они направлены на ускорение приобретения как можно большего количества знаний. Успешность стала достижимой реальностью только с возникновением нового взгляда на возможности интеграции.

         Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира.

         Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки так же предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

 

 

Интеграция структуры и содержания урока на основе межпредметных связей.

 

         Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:

 

-    предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала,

- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока,

-    большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

 

         При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

 

  1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух- трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.
  2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности   в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
  3. При проведении интегрированного урока учителями ( ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.

 

Многие исследователи приходят к выводу о том, что структура интегрированного урока отличается от структуры обычного не формой (традиционные этапы располагаются в той же последовательности, что и на обычном уроке), а связью с содержанием изучаемых знаний. Связь обеспечивается благодаря межпредметной интеграции содержания.

     Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в интегрированном уроке  выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Осуществленный на этом уровне синтез как взаимодействие, соединение (интеграция) выступает основным принципом построения содержания и приводит к  такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

     Смысл использования межпредметных связей заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

На интегрированном уроке происходит концептуальное объединение сходных тем нескольких предметов для углубленного изучения научной проблемы. В этом его отличие от урока бинарного, где материал двух предметов складывается чисто автоматически.

     Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. Вертикальное охватывает однородный материал из программ разных лет обучения. 

         В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

         Чаще всего, интегрированные уроки являются спаренными и проводятся учителями совместно. Возможна разнообразная интеграция учебных предметов.

         Классификация интегрированных уроков по способу организации :

- конструирование и проведение урока двумя или более учителями разных дисциплин;

- одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим  дисциплинам.