Родительское собрание
«Проблемы взаимоотношений родителей и подростков» (успех семейного воспитания, от чего он зависит?)
Цели:
получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса;
выяснить, какие меры поощрения и наказания предпочитают применять родители учащихся;
содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми.
Подготовка:
- учащиеся заранее отвечают на вопросы:
С кем ты в семье особенно дружен?
Кому доверяешь секреты?
Всё ли знают о тебе родители?
Понимают ли тебя мама и папа?
Всегда ли справедливы к тебе в семье?
Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду?
- Изготавливаются индивидуальные жетоны участников собрания (красные, зеленые, синие, желтые).
- Выделить 4 места работы для микрогруппы родителей, их тоже пометить цветными квадратами.
На левой стороне доски написать «крылатые слова»:
- «Детей наказывают стыдом, а не кнутом» (пословица)
- « Каковы батьки- матки, таковы и детятки» (пословица)
- « Каков батька, таковы и детки» (пословица).
На оборотной стороне доски записать фразы теста-игры:
«Какой Вы родитель?»
Сколько раз тебе повторять! 2 балла
Посоветуй мне, пожалуйста. 1 балл
Не знаю, что бы я без тебя делала! 1 балл
И в кого ты такой уродился? 1 балл
Какие у тебя замечательные друзья! 1 балл
Ну, на кого ты похож(а)! 1 балл
Я в твое время! 2 балла
Ты моя опора и помощник(ца) 1 балл
Ну, что за друзья у тебя! 2 балла
О чем ты только думаешь! 2 балла
Какая ты у меня умница! 1 балл
А ты как считаешь, сынок ( доченька) 1 балл
У всех дети как дети, а ты? 2 балла
Какой ты у меня сообразительный( ая)! 1 балл
Ход собрания:
При входе в класс, родители берут на столе жетончики разных цветов, занимают место в соответствующей группе.
Классный руководитель объявляет результаты анкеты учащихся.
Сообщение классного руководителя:
Именно в семье закладывается фундамент личности, её нравственные ценности и убеждения. Воспитание следует строить с позиции ребёнка, его интересов, склонностей, стараться создать условия для свободного развития ребенка. Важно, Чтобы общение с детьми строилось на принципах равенства и уважения. Уметь сочувствовать, прощать, любить- это просто необходимо. Самый большой дефицит, который испытывают дети- это дефицит ласки. Родителя не находят времени, забывают, или, может быть даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему порыву. Боясь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Оправдывая свои действия, родители ссылаются на различные примеры из истории человечества. Известно, что в древней Спарте мальчики проходили жестокую школу воспитания. Но ведь из них готовили мужественных и беспощадных воинов.
К сожалению, существуют семьи, в которых детей наказывают физически. Но бить и оскорблять подростка- верный способ разрушить отношения с ним.
Как Вы думаете, почему нельзя бить подростка?( мозговой штурм)
А)- наказание рождает со стороны ребенка бунт и обман;
Б)- ребенок перестает уважать родителей, а это чувство труднее восстановить, чем сохранить;
В)- силовые методы лишний раз убеждают подростка: кто сильнее, тот и прав. Поэтому принципу он начнет действовать во взрослой жизни;
Г)- физическое наказание- это агрессия. А Агрессия порождает агрессию. Поэтому не удивляйтесь, если в какой- то момент ребенок вернет Вам Вашу агрессию;
Д)- «Я тебе покажу…», «Я тебе дам…», «Ты обнаглел…»- это слова- разрушители отношений с ребенком.
Физическое насилие ( как это не странно) чаще применяется матерями, нежели отцами. Мать, обычно, вымещает на детях накопившееся утомление и раздражение. Синдром опасного общения наблюдается по отношению к девочкам в три раза реже, чем к мальчикам. Последние более активны, подвижны, криками раздражают родителей.
Дети страдают не только физически, но им наносится психическая и нравственная травма.
Еще один вид наказания- это холодность родителей. Это редко бывает эффективно.
Хотя в ответ подросток не бунтует, он просто отходит в сторону и становится скрытным. К тому же девочки на много тяжелее переносят бойкот молчанием, чем мальчики. А ведь можно решить проблему – по другому. Не нарушайте нормы поведения, не ступайте на личную территорию ребенка. Не позволительно читать чужие письмо, копаться в чужих вещах, проверять карманы. Пусть даже из лучших побуждений. Нельзя загонять подростка в угол- доверяйте ему. Все ограничения и наказания совершайте в уважительной форме, подчеркивайте его и свое достоинство. Не сжигайте мосты- не в коем случае не говорите: «Теперь ты потерял мое доверие». Ребенок теряет шанс исправиться.
Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, целями, эмоциональным складом. Чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создает то, что можно называть семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал:» Хотите, чтобы были хорошие дети будьте счастливы».
Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Им все мало, им хочется быть участниками каких- то событий, радостных волнений. Дома должно быть интересно, семья должна давать добрую пищу воображению и чувствам. Дети, как губка, впитывают все что происходит вокруг них. Они не умеют хитрить и приспосабливаться.
Есть семьи, где вечером весело, и взрослые, и дети, собравшись все вместе, играют, читают. Традицией являются семейные обеды и ужины, но в наше стремительное время есть и другие семьи, где эта простая и необходимая традиция не соблюдается, где дети хватают куски и едят на ходу, где взрослые спешат поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых людей живет одинокий ребенок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения. И речь здесь, в общем- то идет о благополучных семьях.
Ни кто не имеет большего влияния на ребенка, чем отец и мать. С помощью родителей и ребенка закладывается представление о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. За- частую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи.
Я попросила детей нарисовать или принести фото по теме: «Моя семья вечером, в выходные» (на доске)
А сейчас давайте проведем игру- тест. Выберите из перечисленных на доске те фразы, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми. У себя на листиках напишите номера этих фраз. А теперь добавьте балл в оценку данных фраз.
Подсчитай те сумму баллов оценки избранных фраз.
7-8 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит И уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов - вы непоследовательны в общении с ребенком Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов - Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменяет любви. Развитие Вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от Вас.
13-14 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постараетесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
В процессе воспитания могут возникнуть различные вопросы. Когда вы входили, вы выбрали цветные карточки и в соответствии с ними поделились на группы. Каждая группа получает по одному вопросу через 1-2 минуты, пожалуйста, выскажите свое мнение о предмете обсуждения, поделитесь с нами своими выводами.
Что делать, если:
- ребенок плохо ведет себя, грубит на улице или в гостях. На вас смотрят другие люди. Что делать в таком случае?
- что делать, если к вам пришли гости? Что должен делать ребенок?
- что делать, если у ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы?
- в семье существует определенное распределение домашних обязанностей. В один прекрасный день обнаруживается, что хлеб не куплен, пол не подметен, а в ответ на просьбу сходить в магазин, сын заявляет: « Почему все я да я? Не пойду, у нас в классе никого не заставляют».
- дочка приходит домой в слезах и говорит: «Противная эта Лидка. Раньше она со мной дружила, а теперь, как Катька придет во двор, она с ней, а меня не зовет. Не буду с ней дружить!».
Вывод родительского собрания:
Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
Не применять к детям физических мер воздействия.