СОШ № 1, Кузьмичева Наталия Борисовна, учитель англ. языка 1 категории.


Как помочь подготовиться к экзаменам.

Практические рекомендации для родителей.

(родительское собрание)



Приближается окончание учебного года, а вместе с этим для учащихся 5-8 классов приближаются переводные экзамены.

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Так как же помочь нашим детям, ученикам не превратить эти испытания в сложные и драматические?

На экзамене ученик остается один на один с заданием и комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его, согласно русской традиции («не пуха ни пера») или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

Некоторые родители считают, что если у детей была возможность заниматься с учителем дополнительно, то помощь на этом заканчивается. Но этим нельзя ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам. Помощи взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая поддержка.

Согласитесь, что каждый, кто сдаёт экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку- умение не сдаваться в трудной ситуации.

Давайте познакомимся с трудностями и проблемами, с которыми ребята сталкиваются на экзаменах. Многие ученики могут растеряться, у них дрожат руки, колени, они не могут сосредоточиться. Такой ребёнок не может хорошо ответить. Чтобы этого не происходило, следует положительно настроить его на экзамен. Сказать: « Мы хорошо с тобой подготовились, с заданием ты справишься, не переживай».

К сожалению, многие родители даже не знают, что будет сдавать их ребенок, не говоря уже о помощи. Это не правильная позиция.

Необходимо задолго до экзаменов обсудить с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие разделы кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки- на что придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Спросите, есть ли у Вашего ребенка билеты, вопросы (если это устный экзамен), сборники задач, диктантов (если письменные).

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предметаЮ который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет Вам рассказать, тем лучше. Было бы желание, проверить можно любой предмет, в том числе и иностранный язык.

Каждый учитель проводит консультации по предметам. Поинтересуйтесь, посещает ли ваш ребенок эти консультации, если нет- почему? Как правило, отличников освобождают от сдачи переводных экзаменов, сдают их «хорошисты» и «троечники». И поражает спокойствие «троечников»: учитель все равно поставит «3». Взрослые должны понять, что если ребенок привыкает к такой установке, к такой позиции, ему будет сложно при подготовке к итоговой аттестации и сдачи ЕГЭ. Он будет не способен полностью подготовиться к сдаче всех выпускных экзаменов за курс средней школы. Иногда стыдно принимать экзамен, когда не понимаешь зачем некоторые совершенно не подготовленные ученики на него пришли. Ваша задача- серьезно поговорить с детьми об экзаменах.

Накануне экзамена, вечером, прекратите всякую подготовку, пусть ребенок прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должный уйти на подготовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во- первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивиться, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во- вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ни чего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, не рисковать не стоит ведь с экзамена могут просто напросто удалить. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

В выходные, когда вы ни куда не торопитесь, устройте ребенку репетицию экзамена. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Время должно быть ограничено, обстановка максимально приближенная к экзаменационной. После этого проверьте правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Если Ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте его, не обвиняйте в этом учителей. Вместо этого постарайтесь понять в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать. Если у вас возникнут вопросы по экзамену, вы всегда можете обратиться к классному руководителю или учителю- предметнику.

Наполеон говорил: « Я преуспевал во всем, за что я брался, потому, что я этого хотел..».

Любите своих детей. Удачи им на экзаменах.